ГБУ Читинская городская станция по борьбе с болезнями животных

.

В 2023 году Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора) планирует подать документы на регистрацию 10 новых вакцин для сельскохозяйственных животных и домашних питомцев. Об импортозамещении в ветеринарии, а также о том, что делают ученые для предупреждения заноса в Россию опасных инфекций, в интервью «Ветеринарии и жизни» рассказал директор ФГБУ «ВНИИЗЖ» Роман Рыбин.

Директор ВНИИЗЖ рассказал о разработке новых вакцин для животных и мероприятиях по предупреждению заноса вирусов в РФ
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»
– Роман Николаевич, сегодня важ­ное направление – это импортозамещение ветпрепаратов, особен­но вакцин. Что для этого делает ФГБУ «ВНИИЗЖ»?

Роман Рыбин: С прошлого года инсти­тут активно работает над импортозамещением. Мы видим, что санкции, которые вводят в отношении России, оборачиваются в том числе пробле­мами с логистикой поставок ветери­нарных препаратов на российский рынок.

В мае 2022 года специалисты инсти­тута провели полный анализ всех ве­теринарных вакцин, которые постав­ляются из-за рубежа. Изучили объем отечественного рынка, ценовую поли­тику и приступили к разработке и вы­пуску новых ветеринарных препара­тов. При этом существенно увеличили объемы производства.

– Существенно – это насколько? Ка­кие цифры актуальны для российско­го рынка ветеринарных вакцин?

Роман Рыбин: Если в 2021 году ФГБУ «ВНИИЗЖ» выпустило 3 млрд доз вакцин, то уже в 2022-м – 4,6 млрд. В целом производственные мощно­сти центра позволяют многократно увеличить объем производства и вы­пускать то количество вакцин, кото­рое необходимо для замещения им­портных препаратов на российском рынке.

– Какие именно вакцины выпускает ФГБУ «ВНИИЗЖ»?

Роман Рыбин: В портфеле предприя­тия более 100 ветеринарных препа­ратов. Институт оформил 101 патент на свои разработки. Все перечислять не буду. Отмечу, что ВНИИЗЖ выпу­скает практически все вакцины, ко­торые необходимы сегодня россий­скому птицеводству. В прошлом году институт зарегистрировал 6 новых вакцин для животных: крупного ро­гатого скота, птиц, свиней и диких плотоядных.

– Что это за вакцина для диких жи­вотных? Не могли бы вы о ней рас­сказать?

Роман Рыбин: Это живая вакцина против бешенства «Ферарабивак» для орального применения. Препа­рат представляет собой брикет-при­манку, изготовленную из продуктов, съедобных для плотоядных. Внутри заключена капсула с аттенуирован­ным штаммом вируса бешенства. Для иммунизации диких животных брике­ты раскладывают в местах их обитания 2 раза в год. Чтобы контролировать по­едаемость вакцины, в состав приманки в качестве биомаркера включен анти­биотик тетрациклинового ряда.

Бройлеры, мальки и домашние животные

Какие у коллектива института планы на этот год?

Роман Рыбин: Самые амбициозные (улыбается). Планируем подать заявку на регистрацию 10 новых вакцин и за­пустить их в производство, потому что эти разработки нужны отечественно­му рынку, учитывая необходимость замещения ряда импортных препара­тов, которые иностранные компании перестали поставлять в нашу стра­ну. Аграрии понимают, что импорта в какой-то момент может не стать, и активно начинают переходить на российские вакцины. Если срав­нивать с 2021 годом, прирост продаж вакцин производства ФГБУ «ВНИИЗЖ» на внутреннем рынке составил 76%.

– Расскажите подробнее о вакцинах, которые разрабатывает ВНИИЗЖ.

Роман Рыбин: Один из новых пре­паратов – вакцина для профилакти­ки клинических и субклинических маститов крупного рогатого скота «МаститВак – ЕВА». Она изготовлена из штаммов, выделенных в животно­водческих хозяйствах страны, и ана­логов ей в России нет. Заявку на реги­страцию этой вакцины мы планируем подать в 2023 году.

Для свиноводства разрабатываем новую вакцину против репродуктивно-респираторного синдрома свиней (РРСС) сухую культуральную. В насто­ящее время идут клинические испы­тания препарата, документы на его регистрацию тоже планируем подать в текущем году.

Еще раз о пти­цеводстве. Ранее мы разработали вак­цину против болезни Ньюкасла на основе штамма «Ла-Сота», и она активно при­меняется на птицефабриках. Но по­скольку для вакцинации бройлеров нужна меньшая дозировка, был раз­работан новый препарат «Вакцина против ньюкаслской болезни из штам­ма «ВНИИЗЖ НБ-эн» живая сухая», на который сейчас уже готовится ре­гистрационное досье. Дозировка для перорального применения в 10 раз меньше, при этом сохраняется необхо­димый уровень протективной защиты.

– Планируете ли выпускать вакцины для аквакультуры?

Роман Рыбин: Да, собираемся вывести на рынок вакцину для лососевых рыб. Лососевые – одни из самых популяр­ных рыб для разведения в российских хозяйствах, занимающихся аквакуль­турой. Новая вакцина будет комплекс­ной, она предназначена для защиты рыб от инфекционного некроза подже­лудочной железы, фурункулеза, вибри­оза, холодноводного вибриоза и зим­ней язвенной болезни лососевых рыб.

В ближайшее время закончим под­бор необходимых штаммов возбу­дителей болезней рыб и планируем к концу года завершить регистрацию новой вакцины для лососей. Тем са­мым мы обеспечим ры­боводов препаратом для вакцинации молоди рыб, что даст им возможность вести племенную работу, не боясь инфекционных заболеваний. На данный момент молодняк постав­ляется из-за границы уже вакцинированным ино­странным препаратом.

– Насколько знаю, существует острый дефицит вакцин для ко­шек и собак. Стоимость услуг в вет­клиниках из-за нехватки импорт­ных препаратов поднялась почти в 2 раза.

Роман Рыбин: ФГБУ «ВНИИЗЖ» сейчас разрабатывает 2 комплексные вакци­ны для домашних питомцев, заявку на регистрацию данных препаратов планируется подать уже в нынешнем году.

Вакцина для кошек будет назы­ваться «Карнифел». Этот препарат предназначен для профилактики панлейкопении, калицивироза и вирусно­го ринотрахеита кошек.

Вакцина для собак обеспечит защиту питомцев от чумы плото­ядных, парвовирусного и коронавирусного энтеритов, аденовирусных инфекций и бешенства. Эта вакци­на выйдет на рынок под названием «Карникан-5».

Еще в прошлом году ВНИИЗЖ по­дал документы на регистрацию дру­гой вакцины для собак – «Карникан-4» против чумы плотоядных, парвовирусного и коронавирусного эн­теритов, аденовирусной инфекции 1-го серотипа собак. Как только она пройдет регистрацию, сразу запустим в производство.

Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»
Поддерживаем статус благополучия

– Недавно институт пережил реорга­низацию. Расскажите о новых направ­лениях его научной деятельности.

Роман Рыбин: Результат реорганиза­ции – 33 новых филиала, вошедшие в ФГБУ «ВНИИЗЖ». Возможности института после объе­динения с Центральной научно-мето­дической ветеринарной лабораторией (ЦНМВЛ) расширились. Например, для животноводов, птицеводов мы можем работать по принципу «одно окно» – оказывать сразу комплекс услуг. Не только производство и продажа вак­цин, но и научное сопровождение, ла­бораторные исследования. То, за чем раньше приходилось отдельно обра­щаться в ЦНМВЛ.

Конечно, это новый большой фронт для научной и исследовательской работы. Наши филиалы будут задей­ствованы для забора проб на местах, что необходимо для масштабных исследований.

Например, одна из наших важней­ших задач – анализ рисков, связанных с заносом тех или иных инфекций в Российскую Федерацию. Под руковод­ством центрального аппарата Россель­хознадзора мы создали интерактивную карту для онлайн-прогнозирования рисков заноса особо опасных заболе­ваний в Россию и их распространения. На карте отмечается высокий, средний, низкий и незначительный риск заноса того или иного заболевания на кон­кретную территорию. Для этого ученые института вносят все имеющиеся акту­альные данные по 12 особо опасным за­болеваниям животных, в числе которых африканская чума свиней, высокопато­генный грипп птиц, ящур, бешенство, болезнь Ньюкасла, блютанг, классическая чума свиней и другие.

– То есть работаете на предупрежде­ние?

Роман Рыбин: Да. Кроме того, ученые института анализируют новые штам­мы возбудителей опасных инфекций животных, которые возникают на тер­ритории земного шара, следят за их распространением. Мы имеем возмож­ность заключать соглашения с научны­ми учреждениями тех стран, в которых выявлен новый штамм возбудителя, для его получения и исследования, чтобы сыграть на опережение в плане разработки вакцины против конкрет­ного изолята.

Если на территорию России завезут новый штамм, которого ранее в на­шей стране не было, мы будем к этому готовы, сможем в кратчайшие сро­ки произвести вакцину и купировать вспышку заболевания.

Добавлю, что институт анализирует текущую эпизоотическую ситуацию и обращает внимание в первую оче­редь на приграничные с Россией стра­ны. Тем более Российская Федерация имеет ряд статусов благополучия Все­мирной организации здравоохранения животных (ВОЗЖ), и нам эти статусы, конечно, необходимо поддерживать.

от Автор