За 2022 год только в Кемеровской области погибло почти 3 тыс. пчелосемей из-за нарушений правил применения пестицидов. Об этом заявил руководитель Кузбасского регионального отделения Союза пчеловодов России Андрей Любимов. Его обращение публикует «Российская газета». По мнению Андрея Любимова, надо лишать аграриев-нарушителей государственных субсидий.
«Ситуация в пчеловодческой отрасли Сибирского федерального округа (СФО) вызывает обеспокоенность. В прошлом сезоне только в Кузбассе, по нашим данным, пострадало около ста пчеловодов, было потеряно почти 3 тыс. пчелосемей. При этом немалая доля выживших после летних химобработок погибла зимой», – рассказал Андрей Любимов.
Он пояснил, что основная причина гибели пчел – нарушение аграриями инструкций и правил применения агрохимикатов и пестицидов при обработке полей. По его словам, об обработках пчеловодов оповещают несвоевременно. «Вопреки регламентам, агрохимикаты 1-го и 2-го классов опасности применяют менее чем в 300 метрах от населенных пунктов. И деревни, особенно при неблагоприятной розе ветров, становятся объектом вредного воздействия. Так что страдают не только пчелы (они всего лишь индикатор), но и люди, и животные», – сообщил Андрей Любимов.
Спикер добавил, что поля к тому же обрабатывают в самый разгар цветения. «Агрономы должны наблюдать за полями: у вредителя есть период развития, нужно только не прозевать момент. А когда время упущено, урожай того же рапса спасают, заливая поля отравой. При этом обработку химикатами 1–2-го классов проводят не по утрам и вечерам, когда пчелы не летают, а в дневное время», – пояснил он.
Эксперт привел пример, когда владелице пасеки в Прокопьевском районе прошлым летом пришлось закрывать пчел в ульях несколько раз. Работающие по соседству с пасекой фермеры по очереди обрабатывали свои поля пестицидами. «Результат – фермеры получили урожай, а пчелы не выжили», – сетует спикер.
Любимов обратил внимание, что безопасные места, куда можно было бы вывезти пчел на время, законодательно не определены. Как и нет упрощенного порядка временного размещения пасек на землях лесного фонда. «Требуется куча разрешений, а тариф на аренду участков для пчеловодов в 5 раз выше, чем для аграриев», – добавляет эксперт.
Он замечает, что посевные площади под рапс растут. Культура активно экспортируется. При этом растут масштабы пчеломора.
«Считаю, что органы власти должны это учитывать, воздействовать на аграриев, вырабатывать механизмы взаимодействия. Можно, например, за нарушение правил с тяжкими последствиями лишать субсидий», – заявляет представитель союза.
С другой стороны, он предлагает сотрудничать аграриям и пчеловодам: использовать пчел для опыления сельскохозяйственных культур, включая рапс и гречиху. Это может снизить себестоимость продукции, замечает эксперт.
«Такие примеры в Кузбассе уже есть. В прошлом году в Промышленновском районе пчеловодческий кооператив предоставил местному агропредприятию около 2 тыс. пчелосемей для опыления посевов гречихи. И при средней урожайности в 9 центнеров с гектара фермеру удалось получить 21–23 центнера в бункерном весе, а значит, уменьшить себестоимость и повысить прибыль. Сотрудничество решили продолжить в этом году. Теперь фермер, понимая, что несет ответственность за пчел, согласовывает свои действия с пчеловодами, соблюдая регламенты и тщательно подбирая агрохимикаты для обработки полей», – резюмирует спикер.