По информации Россельхознадзора, чешская компания Bioveta в 135 раз увеличила поставки в Россию вакцины для собак «Биокан» и препарата «Биофел» для иммунизации кошек – с 18 тыс. доз в 2021 году до 2,44 млн доз в 2022-м. Чешская компания Bioveta в 135 раз увеличила поставки в РФ вакцин для собак и кошек Фото: Александр Плонский / «ВиЖ» «Чешская компания Bioveta в 135 раз увеличила ввоз в Россию вакцины для собак «Биокан» для формирования иммунитета против возбудителей чумы, инфекционного гепатита, аденовироза, парвовироза, лептоспироза, парагриппа и бешенства и препарата «Биофел» для вакцинации кошек против панлейкопении, калицивирусной, герпесвирусной инфекций и бешенства в общем объеме с 18 тыс. доз в 2021 году до 2,44 млн доз», – говорится в сообщении Россельхознадзора. Также в ведомстве фиксируют увеличение объемов ввоза вакцины «Эурикан» производства Boehringer Ingelheim Animal Health (Франция) с 600 тыс. доз в 2021 году до 925 тыс. доз в текущем году. При этом в ведомстве отметили снижение поставок ветпрепаратов других иностранных производителей, в частности компаний MSD Animal Health и Zoetis. Так, MSD Animal Health сократила поставки вакцин под маркой «Нобивак» в 3 раза – с 6,6 млн доз в 2021 году до 2,1 млн доз в текущем году. Поставки комплексной вакцины для собак «Нобивак® DHPPi» снизились в 6 раз, вакцины для кошек «Нобивак® Tricat Trio» – в 9 раз, вакцины от бешенства «Нобивак® Rabies» – в 27 раз. Zoetis уменьшила экспорт в Россию вакцин «Вангард» и «Фелоцел» на 63% – с 1,3 млн доз в 2021 году до 479 тыс. доз в 2022 году. Кроме того, Virbac S.A. урезала поставки препаратов «Каниген», «Рабиген» и «Фелиген» на 30% – с 333 тыс. доз до 232 тыс. доз. «Возникший дефицит некоторых позиций вакцин, наблюдаемый в настоящее время, не связан с деятельностью Россельхознадзора, а является самостоятельно принятым решением прекратить или сократить поставки в Россию со стороны производителей», – прокомментировали в ведомстве. В целом по импорту вакцин для кошек и собак Россельхознадзор фиксирует снижение объемов поставок на 36% в этом году по сравнению с 2021-м. Так, в прошлом году общий объем ввезенных в Россию импортных вакцин для собак и кошек составил 9,2 млн доз. В 2022 году объем ввезенных вакцин для кошек и собак составил 5,8 млн доз. В ведомстве уточнили, что сокращение произошло за счет резкого снижения количества ветпрепаратов, поставляемых компаниями MSD Animal Health и Zoetis (с площадок в США). Представители ветеринарных клиник сообщили, что переходят на доступные ветпрепараты. «В клинике мы решили этот вопрос переходом от «Нобивака» на чешские вакцины «Биокан» и «Биофел». В целом по основным группам препаратов сейчас можно найти аналоги как российского, так и зарубежного производства, острой нехватки мы не испытываем», – рассказала Екатерина Корнюшенкова, руководитель отделения дерматологии клиники «Биоконтроль», ее слова приводятся в сообщении ведомства. Ветеринарный врач-инфекционист сети клиник «Свой Доктор» Елена Бажибина отметила существующий дефицит по отдельным импортным препаратам, особенно по вакцинам, но добавила, что в России есть множество достойных аналогов. «Например, мы используем отечественную вакцину от бешенства, она хорошо себя зарекомендовала. Также применяем наши антибиотики и другие лекарственные средства, стоящие дешевле импортных, но дающие не меньший эффект», – рассказала она. Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт обратил внимание, что популярность ряда импортных ветпрепаратов – это лишь результат хорошей рекламы и нужно уходить от импортозависимости. «Ставить себя в заведомо зависимое положение от импортных продуктов, тем более настолько важных для биологического благополучия и самодостаточности страны, как иммунобиологические и лекарственные препараты, – в корне неправильная идея. Как показывает ситуация с поставками вакцин для домашних животных, импортные торговые потоки всегда могут быть остановлены поставщиками, компании могут полностью или частично уйти с рынка. 2022 год продемонстрировал это в разных секторах экономики. Поэтому необходимо развивать отечественный рынок ветеринарных вакцин и четко отдавать себе отчет в том, что популярность импортных препаратов – это результат хорошей рекламы, но не гарантия безопасности и эффективности», – прокомментировал глава ведомства.